Независимо от того, насколько надёжен выбранный грузоперевозчик, необходимо тщательно проверить груз сразу после получения. Это касается не только личных посылок, но и коммерческих и промышленных доставок.
Независимо от того, насколько надёжен выбранный грузоперевозчик, необходимо тщательно проверить груз сразу после получения. Это касается не только личных посылок, но и коммерческих и промышленных доставок.
Как проводится приём груза
Груз может быть доставлен только с предъявлением товарно-транспортной накладной. В ней указан тип товара, отправитель и получатель груза. Транспортная компания не может передать груз лицу, не указанному в ТТН. После передачи груза оформляется акт приёма-передачи. Один экземпляр акта остаётся у получателя, второй отдаётся перевозчику.
Приём доставленного груза должен проходить в обязательном присутствии представителя транспортной компании. Ни одна претензия по поводу качества доставленного груза не будет принята, если осмотр, сверка документов и проверка состояния была проведена без него.
Кроме этого, необходима фотофиксация каждого этапа получения и проверки. Особенно это актуально для ситуаций, в которых выявлены нарушения доставки (не соответствующее количество груза, нарушенная упаковка и другие). Фотографии, сделанные в присутствии представителя перевозчика, помогут в дальнейшем установлении ответственности за повреждённый груз.
В каких случаях проверка не обязательна
Проверка не обязательна для грузов, которые доставляются в:
- цистернах (жидкости не всегда отправляют в лабораторию перед полным сливом);
- контейнерах (если пломба верная и целая);
- опломбированных упаковках (при условии ненарушенных пломб).
Кроме того, при отсутствии повреждений не проверяется вес и объём штучных товаров, чьи параметры указаны прямо на упаковке. Во всех остальных случаях рекомендуется проверка груза с перевзвешиванием, подсчётом мест и проверкой целостности.
Визуальная проверка груза
Проверка груза начинается с визуального осмотра, в ходе которого необходимо оценить:
- отсутствие или соответствие груза. Небольшую недостачу не обнаружить без пересчёта и взвешивания каждой единицы. Однако отсутствие целой группы товаров легко заметить ещё на этапе визуального осмотра;
- качество и целостность упаковки и пломб. В случае нарушенной пломбы, повреждённой или помятой упаковки стоит более тщательно осмотреть груз;
- повреждения неупакованного груза. У товара не должно быть вмятин или царапин. Их наличие, зафиксированное на фото и в акте передачи груза, является объективной причиной не принимать груз;
- соблюдение условий перевозки. Если груз должен был перевозиться при определённой температуре или влажности, то несоблюдение этих условий может отрицательно повлиять на его состояние. Если вы заметили, что груз доставлялся в ненадлежащих условиях, обязательно зафиксируйте это в акте приёма-передачи товара.
- В случае нарушений, выявленных при осмотре груза, необходимо составить акт с описанием всех обнаруженных проблем. Он должен быть составлен в присутствии представителя перевозчика и по возможности дополнен фотографиями или видео.
Сверка документов
После визуального осмотра необходима сверка фактических параметров груза с указанными в товарно-транспортной накладной. Если при осмотре не было выявлено несоответствия в количестве грузовых единиц или качества упаковки, то более точная сверка не обязательна. В остальных случаях необходимо сверить:
- количество каждой единицы товара поштучно (особенно в случае вскрытой упаковки);
- вес груза. Перевзвешивание должно проводиться в вашем присутствии. В случае несовпадения фактического веса с информацией в ТТН это необходимо указать в акте о нарушениях доставки;
- объём груза. Порядок такой же: замеры необходимо проводить в присутствии всех сторон, при нарушениях должен быть составлен акт.
Обратите внимание на идентичность информации в товарно-транспортной накладной и упаковочных листах. В случае расхождения информации в документах стоит перепроверить весь груз.
Экспертиза о повреждениях или недостаче груза. Ответственность сторон
В случае недостачи или повреждения груза необходимо составить акт о нарушениях в присутствии представителя транспортной компании. Он должен быть подписан перевозчиком и получателем и заверен печатью перевозчика. В исключительных случаях, когда ни одна из сторон не признаёт вину, может быть проведена экспертиза о повреждениях груза.
Ответственность за состояние груза в пути несёт перевозчик. Отправитель передаёт груз и корректно заполненную накладную. Перевозчик должен проверить актуальность информации в ТТН и при необходимости переупаковать груз. При этом на получателе лежит ответственность проверки товара. Если проверка была проведена без представителя транспортной компании, не была проведена фотофиксация и не были заполнены акты о нарушениях, то вся ответственность с транспортной компании снимается. В таком случае может помочь только экспертиза. К эксперту может обратиться любая из сторон сделки. Если в ходе проверки будет доказано, что товар был повреждён по вине перевозчика, то все расходы по её проведению ложатся на него. Кроме того, перевозчику придётся возместить полную стоимость повреждённого груза. Однако если вина транспортной компании не была доказана, то все расходы ложатся на получателя.